Темная сенсорная комната — это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания. Мягкая мебель спокойной цветовой гаммы, приглушенный свет, приятные ароматы, успокаивающая музыка — вот те характеристики сенсорной комнаты, которые помогают ребенку (подростку, взрослому) развить свои сенсорно-перцептивные способности, ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие окружающего и общение с людьми.
Общие принципы организации занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты:
- Основу общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы составляет баланс свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности со специалистом.
- Специалист, работающий с ребенком индивидуально (или с группой) привлекает его (их) к разным видам деятельности в специально созданной полифункциональной интерактивной среде. Он делает это без психологического принуждения, опираясь на интерес ребенка к содержанию и форме занятий и активизируя его своим партнерским участием.
- Дифференцированный подход в общеразвивающем, коррекционно-образовательном, психологическом или психотерапевтическом процессе реализуется в нескольких направлениях:
- при организации полифункциональной интерактивной среды для свободной самостоятельной деятельности детей, развития саморегуляции их деятельности;
- в использовании гибких форм работы (индивидуально, в парах, в подгруппах, в группе), соответствующих интересам и возможностям детей;
- в индивидуальном выборе времени для разных видов совместных занятий в зависимости от возраста занимающихся и режима их основной деятельности.
Основные направления работы СК:
- релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей: развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у них зрительно-моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;
- фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;
- повышение психического тонуса за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
- развитие воображения и творческих способностей детей;
- коррекцию психоэмоциональных состояний.